А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Обзорам

Я должна это записать!

Поскольку за три года я так и не прочитала целиком корпус околосильмариллионовских текстов Толкина, информация доходит до меня странными путями. Вот сегодня из старой дискуссии совершенно не про то, я узнала, в тексте "Падение Гондолина" что перед тем, как подняться на башню, которая потом стала его могилой, Тургон отрекся от короны, передал власть над народом Туору и советовал всем спасаться бегством, хотя сам и решил твердо сгореть вместе с Гондолином.

Вот чего мне все время не хватало для завершения образа Тургона! И понимания этой истории вообще.

Я все время думала, почему же он был в башне, а не занимался спасением народа или не сражался сам до последнего. Почему его башню защищают его слуги, но не он сам. А там все объясняется ясно и красиво.

Тургон остался из любви к городу и из раскаяния, что своими прежними действиями навлек беду на свой народ. Заботу о народе он перепоручил тому, кому доверял. А остались с ним только те, кто сам не желал покидать его.

АПД: В комментариях мне любезно подсказали, что гондолинцам было проще сбежать, пока драконы разрушали башню, на которой стоял Тургон. Так что практическую пользу хотя бы части его народа этот поступок тоже принес.

И тут же заодно есть ответ на вопрос, а не планировал ли Тургон с самого начала, что гондолинцы должны героически убиться в Гондолине и тем самым ослабить врага. Очевидно, нет, не планировал.

Жалко, что когда была дискуссия об этом под одним из моих постов, я не знала, что есть прямая цитата на эту тему.

Теперь сохраню себе на память:

читать дальше

@темы: Тургон

Комментарии
14.01.2016 в 15:23

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
vinyawende, но тогда это были эльфийские земли, а сейчас война и всюду полно шпионов.
Когда придётся уходить - это необязательно будет делать тайно.

Короче, хэдканон на хэдканон:)
14.01.2016 в 15:33

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
naurtinniell, да, хэдканон на хэдканон.

Просто мне как-то даже в голову не приходило, что Тургон мог много воинов оставить про запас. Уж если выходить на Нирнаэт, то выходить со всем, с чем можешь.
14.01.2016 в 16:07

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
vinyawende, а для меня это было самоочевидно - Тургон как раз не из тех, кто ходит ва-банк, Тургон мог поддаться общему стремлению из любви к брату, но он как раз пророчество Ульмо помнил и явно учитывал вариант "мы там все погибнем" как вероятный, значит, должен быть хороший резерв.
14.01.2016 в 16:40

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
naurtinniell, а мне кажется, что Нирнаэт - все-таки порыв. И что после этого порыва, что-то в Тургоне переменилось. До этого он ждал вестей от Ульмо, а после получил весть и не послушал.
14.01.2016 в 16:53

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
vinyawende, порыв порывом, а голова у Тургона на месте всегда. И работает. У него много лет было до битвы, чтобы воспользоваться девайсом на плечах.

Не согласна. Он не отступил бы, если бы не ждал ещё вестей и спасения. Не принял бы жертву людей.
14.01.2016 в 16:58

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
naurtinniell, когда у него было много лет? Я не поняла.

А переменилось в нем что-то не прямо на поле битвы, там в горячке все шло, как шло, а потом, наверное, когда он вернулся в город. И понял, что больше его не покинет.
14.01.2016 в 17:05

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
vinyawende, так Нирнаэт сколько лет готовили?

Возможно. Но при чём тут это? Это уже было после.
14.01.2016 в 17:12

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
naurtinniell, после, но я не думаю, что Тургон мог перемениться от ужаса битвы или горечи поражения. Должно быть что-то другое. И может, именно то, что он выложился на Нирнаэт, и народ его выложился, а в итоге ничего.

На самом деле, я раньше это подробно не продумаывала, а вот теперь, чем больше мы говорим, тем больше я это себе представляю.

так Нирнаэт сколько лет готовили?

Так как ее готовили? Расчищали место, договаривались о союзах, Тургон во всем этом не участвовал, он пришел внезапно, поэтому он мог гораздо позже и внезапнее других решиться.
14.01.2016 в 17:15

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
vinyawende, если бы было это "выложился", то он бы делал ставку не на "мы отстоим Гондолин или умрём", а на "мы бессильны - авось Ульмо спасёт". Ну непохожа ситуация вокруг прихода Туора на "всё равно все умрём, зачем дёргаться".

Вот видишь, споры полезны)

Тургон не участвовал, но вести получал.
И подготовить войско - дело не одного дня, прости. Это минимум пара месяцев, ну вот минимум.
14.01.2016 в 17:26

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
если бы было это "выложился", то он бы делал ставку не на "мы отстоим Гондолин или умрём", а на "мы бессильны - авось Ульмо спасёт". Ну непохожа ситуация вокруг прихода Туора на "всё равно все умрём, зачем дёргаться".

naurtinniell, он сделал ставку на то, что их не найдут. И завалил перевал. Насколько я помню...

Вот видишь, споры полезны)

Ну, мы беседуем довольно спокойно, я бы сказала. И это полезно, да)))

Тургон не участвовал, но вести получал.
И подготовить войско - дело не одного дня, прости. Это минимум пара месяцев, ну вот минимум.


Да, это я знаю. Но вряд ли годы в данном случае. А за два месяца он мог и не передумать.
14.01.2016 в 17:49

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
vinyawende, да, он после Нирнаэт (и главное, его народ) не хотели лезть в неприятности, это верно. Но на "неодолимую мощь" (с) Гондолина они тоже рассчитывали.

Ну, мы беседуем довольно спокойно, я бы сказала. И это полезно, да)))
Но мы при этом спорим и вряд ли сойдёмся)

Да, это я знаю. Но вряд ли годы в данном случае. А за два месяца он мог и не передумать.
Ну, Тургон - не Феанор. Думать он умеет. И действует всегда обдуманно.
14.01.2016 в 17:59

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Можно тоже влезу?)

для меня это было самоочевидно - Тургон как раз не из тех, кто ходит ва-банк, Тургон мог поддаться общему стремлению из любви к брату, но он как раз пророчество Ульмо помнил и явно учитывал вариант "мы там все погибнем" как вероятный, значит, должен быть хороший резерв.

При этом очевидно так же, что Нирнаэт - это последний шанс. Если она будет проиграна, то Ангбанд не взять уже никак, и падение любого эльфийского королевства - вопрос времени. Так что для него логично как раз прислать максимум войск.

Он не отступил бы, если бы не ждал ещё вестей и спасения. Не принял бы жертву людей.

Имхо, он ждал чуда и спасения, но реальный шанс победить Моргота в битве - это все-таки нечто более определенное, и за него стоит ухватиться в первую очередь. А не получилось - остается только надеяться на чудо. Поэтому Тургон отступает только тогда, когда понятно, что битва уже проиграна, и переломить ее ход ничто не сможет.
14.01.2016 в 17:59

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
naurtinniell, ну, мощь - это не только они, это и сам город, его расположение.

Но мы при этом спорим и вряд ли сойдёмся)

Да, пожалуй)

Ну, Тургон - не Феанор. Думать он умеет. И действует всегда обдуманно.

Ну, тут он мог обдуманно решить, что нужно пойти в Нирнаэт и поставить на карту все. А пойти в Нирнаэт и поставить на карту немножко - это бессмысленно... зачем выходить тогда?
14.01.2016 в 18:03

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Так что для него логично как раз прислать максимум войск.

Narwen Elenrel, спасибо, что сказали это:)

Имхо, он ждал чуда и спасения, но реальный шанс победить Моргота в битве - это все-таки нечто более определенное, и за него стоит ухватиться в первую очередь. А не получилось - остается только надеяться на чудо. Поэтому Тургон отступает только тогда, когда понятно, что битва уже проиграна, и переломить ее ход ничто не сможет.

Речь немного не об этом. А о том, подкосила Тургона Нирнаэт или нет. Я думаю, что подкосила и поэтому потом он уже Ульмо не послушал, а Науртинниэль думает, что если бы Нирнаэт его подкосила, он не ушел бы с поля битвы, не позволил бы Хурину прикрывать его. А я думаю, что он просто не сразу это все осмыслил.
14.01.2016 в 18:10

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
vinyawende, а послушал бы он его до Нирнаэт? Думаю, с еще меньшей вероятностью, потому что был еще шанс победить в войне.
Но при этом и после Нирнаэт он посылает корабли на Запад, значит, на что-то надеется. Не думаю, что Тургона подкосила Нирнаэт - скорее, он еще раньше настолько прикипел к своему Городу, что не мог его оставить.
С другой стороны, егог поведению есть и рациональное объяснение: уходить некуда. Ульмо говорит, что Гондолин падет, но куда их него уходить? В Гавани Сириона? Это кажется неправильным, потому что Моргот не знает, где Гондолин, но знает, где Гавани. А поскольку ни Гондолин, ни Гавани не выстоят против него, в Гаванях получается опаснее.
14.01.2016 в 18:33

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Narwen Elenrel, ну, на Нирнаэт-то он вышел из него, хотя очень легко мог не вернуться обратно. Война такое дело... и Тургон это знал.

И действительно, чего-то же он добивался. когда посылал корабли на Запад... смысл посылать, если советы валар не нужны?

С другой стороны, егог поведению есть и рациональное объяснение: уходить некуда. Ульмо говорит, что Гондолин падет, но куда их него уходить? В Гавани Сириона? Это кажется неправильным, потому что Моргот не знает, где Гондолин, но знает, где Гавани. А поскольку ни Гондолин, ни Гавани не выстоят против него, в Гаванях получается опаснее.

Рациональнее было бы послушать Ульмо до конца, раз уж построил по его совету город, то будь добр и выйти из города, когда попросит. А иначе затем затеваться было?
14.01.2016 в 18:46

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
vinyawende, ну, на Нирнаэт-то он вышел из него, хотя очень легко мог не вернуться обратно. Война такое дело... и Тургон это знал.
Он решил рискнуть ради общего дела)

Рациональнее было бы послушать Ульмо до конца, раз уж построил по его совету город, то будь добр и выйти из города, когда попросит. А иначе затем затеваться было?
А вот это не факт. Первый совет Ульмо: построй тайную крепость, где твой народ будет в безопасности. Логично и рационально. А вот второй совет: оставь свою крепость тогда, когда в ней безопаснее всего, а вокруг рыщут враги. Это как раз нелогично. Здесь надо было просто довериться совету, даже при том, что он кажется странным. Мало того, что это само по себе непросто, так еще любовь к своему творению мешает. Как раз она и не дала Тургону подумать о том, что это с его точки зрения совет кажется странным, а Вала мудрее, он больше видит и больше знает.
14.01.2016 в 18:54

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Так, я отвечу ещё раз по сути, а про совет Ульмо вы без меня, ладно?) Эта песня хороша, начинай сначала...

Я считаю, что Тургон - вообще не из тех, кто играет ва-банк, даже в Нирнаэт.
Более того, я считаю, что это было в тот момент неуместно.
Поэтому я полагаю, что Тургон не вывел бы на Нирнаэт всё своё войско. Мне это кажется логичным.

Вы обе видите Тургона иначе - ок. Просто оба мнения исходят из представления о персонаже, а это можно долго спорить.
14.01.2016 в 18:58

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Он решил рискнуть ради общего дела)

Narwen Elenrel, ну, вот. Рискнул же.

Первый совет Ульмо: построй тайную крепость, где твой народ будет в безопасности.

Первый совет Ульмо, по сути: оставь город, который ты только что построил, и земли, которые вы только-только обжили, и иди строй другой город, тайный, потому что я велю тебе. Но не привязывайся к нему слишком сильно.

И Тургон такой: "Мне явился Ульмо, надо идти искать место для нового города"... места он, правда, в итоге не нашел, так что пришлось Ульмо ему подсказать, но сам факт, что он был готов, уже говорит о многом, но не о том, что он всегда вел себя рационально. Потом он еще много лет строил этот город, потом собрал весь свой народ и переселился. Доспех в Неврасте оставил, как было велено.

А потом такой:"Ой, что-то Ульмо дает какие-то странные советы"... Да поздняк метаться уже, на самом деле.
14.01.2016 в 19:01

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Я считаю, что Тургон - вообще не из тех, кто играет ва-банк, даже в Нирнаэт.

naurtinniell, Тургон играет ва-банк не меньше, чем все остальные в его семье. Когда он Гондолин строил он тоже играл ва-банк.

Но спрорить тут сложно, да. Мы не можем друг другу экспортировать Тургонов из своей головы)
14.01.2016 в 19:05

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
vinyawende, главное - чтобы не встретились и не переругались)
14.01.2016 в 19:07

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
14.01.2016 в 19:17

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
vinyawende, ну, вот. Рискнул же.

Но рискнул тогда, когда возможная выгода была очевидна. А зачем покидать Гондолин - непонятно.

Первый совет Ульмо, по сути: оставь город, который ты только что построил, и земли, которые вы только-только обжили, и иди строй другой город, тайный, потому что я велю тебе.
Но во-первых, тайный город - это действительно дальновидно. А во-вторых, Тургон тогда мог себе это позволить. Жизнь была относительно мирной, и не надо было вотпрямщас думать от выживании народа.
А второй совет: брось единственное, что у тебя осталось, и уходи туда-не-знаю-куда, где твой народ не будет защищен. Это уже совсем другое дело...

naurtinniell, ок, войну имхов прекащаю)
14.01.2016 в 21:31

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Narwen Elenrel, понятно, Ульмо предупреждал же (устами Туора), что город иначе падет.

Но во-первых, тайный город - это действительно дальновидно. А во-вторых, Тургон тогда мог себе это позволить. Жизнь была относительно мирной, и не надо было вотпрямщас думать от выживании народа.
А второй совет: брось единственное, что у тебя осталось, и уходи туда-не-знаю-куда, где твой народ не будет защищен. Это уже совсем другое дело...


Я думаю, вопрос оба раза в доверии и надежде, сначала они у Тургона были, а потом он устал, видимо.
14.01.2016 в 21:37

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
vinyawende, Ульмо предупреждал же (устами Туора), что город иначе падет.

Ну так и Гавани тоже падут. Понятно, что после Нирнаэт надежды отбиться от Моргогта уже нет. Так что куда бежать и зачем?

Я думаю, вопрос оба раза в доверии и надежде, сначала они у Тургона были, а потом он устал, видимо.

Согласна. Но второе требует гораздо большего доверия. Возможно, такого у Тургона не было, а еще ему не хотелось бросать город. И еще не хотелось рисковать всем своим народом в долгом и опасном путешествии.
14.01.2016 в 21:47

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Ну так и Гавани тоже падут. Понятно, что после Нирнаэт надежды отбиться от Моргогта уже нет. Так что куда бежать и зачем?

Narwen Elenrel, чтобы не оказаться запертыми в своем городе, как мышь в мышеловке (это еще спасибо Идриль, сделала тайный тоннель, а то бы кранты вообще), чтобы прожить дольше и что-то изменить... мало ли вариантов.

Согласна. Но второе требует гораздо большего доверия. Возможно, такого у Тургона не было, а еще ему не хотелось бросать город. И еще не хотелось рисковать всем своим народом в долгом и опасном путешествии.

Ну, про город понятно. Вопрос в том, какую роль к этом сыграла именно Нирнаэт.
14.01.2016 в 21:59

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
vinyawende, это все верно, но Гавани кажутся более вероятной целью Моргота, потому что они на виду, а Гондолин еще не обнаружен.

Ну, про город понятно. Вопрос в том, какую роль к этом сыграла именно Нирнаэт.
Имхо, довольно большую в том плане, что Тургон больше не видел других вариантов, кроме как закрыться в городе и сидеть там, сколько возможно. Но я не думаю, что она сломала его морально, просто обстоятельства изменились.
14.01.2016 в 23:01

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Narwen Elenrel, ну, сломала - это слишком сильно сказано, да, но оказала существенное негативное влияние.
15.01.2016 в 02:18

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
vinyawende, а мое имхо, что это влияние не было таким уж существенным. Есть объективный факт - у эльфов и людей больше нет шансов победить Моргота, но Тургон не отчаялся, он ищет дугой способ: посылает корабли на Запад. Но выводить народ из Гондолина слишком опасно, поэтому он не решается. Конечно, Нирнаэт была тяжелым ударом для всех, но Тургон мне видится очень морально устойчивым.
15.01.2016 в 11:33

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Narwen Elenrel, Тургон обычно морально устойчив, но не до самого конца своей истории... Ну, то есть, по цитате, из-за которой и появился этот пост, в конце он опять устойчивее всех устойчивых... но не перед концом...

Но в общем, на самом деле, я тоже не так уж ратую за то, что именно Нирнаэт играет там решающую роль... вообще просто получилось, что речь зашла о численности жителей города, о том, максимум или не максимум воиновТургон вывел в Нирнаэт, о том, выложился ли он там на всю катушку, и если да, то чего ему это в итоге стоило... Ну, в общем, обычный ход дискуссии, когда то что в конце, очень отдаленно напоминает о том, с чего все началось)))