А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Обзорам
Мне тут на днях сказали, что Берен вообще не сказочный и не эпический герой, и поэтому он выбивается из общей картины Лейтиан. Это заявление меня, мягко говоря, удивило.
Да к тому же я тут как раз по своей нефандомной надобности углубилась в изучение образов и ходов, характерных для волшебных сказок. Ну, и нет, нет да и вспомню про Лейтиан
Так что сегодня, пока время и настроение есть, решила расписать участников событий с точки зрения архетипов героев волшебной сказки, не только Берена, а всех.
Берен оказался в итоге самой классической реализацией своего архетипа. Тингол - тоже чистая классика. Лютиен - почти полностью классика. Финрод и Хуан тоже недалеко ушли от своих архетипов. Келегорм и Куруфин заметно дальше. И дальше всех Даэрон.
Теперь обо всем подробнее)))
читать дальшеНачну, конечно, с Берена)))
Берен. Главный герой.
Классический главный герой. Отправляется в дальний путь, встречает принцессу, влюбляется в нее, заслуживает право жениться на ней, исполняя задачи ее отца.
Любимый частью фандома аргумент "он не сам исполняет, за него все делают Финрод, Лютиен и Хуан" не работает, потому что в рамках волшебной сказки как раз нормально, когда волшебный помощник решает задачи вместо героя. Берену повезло, так сказать, что он вообще участвует, потому что в некоторых сказках волшебный помощник просто говорит "ложись спать/жди меня там-то и там-то, а я пока все исполню", но это не унижает героя, потому что речь идет о явно невыполнимых для него волшебных задачах, а случай показать свою удаль герою выпадает и без этого.
По поводу собственно удали. Берен, фактически, еще до встречи с Лютиен доказал свой героический статус. Это тоже может присутствовать в волшебной сказке. Герой не обязательно начинает свои подвиги, отправляясь в то путешествие, в котором встретит героиню, иногда он уже до этого сильный могучий богатырь или царевич, пригожий и любимый подданными, есть даже формула такая сказочная "про него песни поют, про него сказки говорят, красным девушкам он во сне снится". Это как раз подходит для Берена. Хотя мы не знаем, конечно, снился ли он кому-то во сне до встречи с Лютиен))) Но мог сниться. И по ходу сюжета он подтверждает свой героический статус в те моменты, когда магия не требуется.
То, что Берен спасает Тингола, тоже вполне укладывается в архетип. Бывает, что герой, когда становится мужем царевны, еще спасает царство от напасти, и с этого дня тесть начинает его ценить и любить как родного. Правда, обычно в этой части сюжета герой не умирает.
Но вообще ход "смерть героя и возвращение из мертвых с помощью волшебного помощника", так же довольно традиционен. Только обычно это случается не в конце сказки, а в середине, когда героя предают злые братья или побратимы, крадут у него невесту, а его мертвого оставляют воронам на съедение. В середине Лейтиан, кстати, отголосок этого сюжета также присутствует, когда Куруфин поразил Берена стрелой, а Лютиен и Хуан его спасли, но все-таки Берен тогда не умирает до конца, потому что в мире Арды со смертью и воскрешением все сложнее, чем в собственно волшебной сказке, нельзя просто взять мертвую и живую воду и сделать все как было. Так что подлинные смерть и воскрешение остаются на финал. А в столкновении с Келегормом и Куруфином он оказывается всего лишь ранен, но возлюбленную от плена и/или смерти спасает, как и положено герою.
Лютиен. Героиня и волшебный помощник.
Из-за того, что Лютиен использует свои волосы, чтобы спуститься с Хирилорна, первая ассоциация - Рапунциль.
Но на самом деле, Лютиен имеет гораздо больше общего с разнообразными (и разноименными
) Премудрыми и Прекрасными героинями, которые обладают сокровенными знаниями и магией и являются одновременно волшебными помощниками своих суженых, помогая им выполнять задания своих отцов (или чьи-то еще), а также бороться с Кощеем, Змеем и прочими злодеями, по обстоятельствам.
В сказке волшебный помощник-невеста/жена может действовать двумя способами: 1) помогает герою делом (часто вообще выполняет задачу вместо героя, пока он спит) ; 2) либо дает советы и волшебные артефакты.
Роль Лютиен в Лейтиан, очевидно, помогать делом, правда, Берен бодрствует и участвует в событиях большую часть времени.
Достаточно часты для сказок и случаи, когда героиня фактически участвует в бою со злодеем. Обычно она обеспечивает маскировку: "обратила царевича селезнем, а себя серой уточкой" и все такое, но есть и сказка, где царевна буквально участвует в бою, причем как раз там используются волосы в качестве оружия: "ударила Марья-краса змея по глазам своею длинною косой и ослепила его". Лютиен и маскировку обеспечивает и со "змеями" Сауроном и Могротом борется, правда, не ослепляет, а усыпляет их.
Оживление героя после его убийства обычно все-таки не входит в обязанности волшебного помощника-невесты/жены, чаще это делает верный конь, серый волк, добрые зятья или кто-то еще другой. Но в Арде, кроме отсутствия у Берена зятьев, коня и волка, на момент его смерти, такому развитию событий препятствует еще отсутствие мертвой и живой воды и вообще принципиально иной, чем в сказках, механизм возвращений из мертвых, так что это задача переходит Лютиен.
Финрод. Хуан. Волшебные помощники.
Волшебный помощник - существо, наделенное магическими способностями, которое помогает герою решать задачи и/или бороться со злодеем.
Волшебный помощник может достаться герою по наследству. Может быть обязан герою жизнью. Или просто помочь из симпатии, буквально "жалко мне тебя, помогу я твоей беде".
Финрод, очевидно, представляет собой комбинированный вариант волшебного помощника доставшегося от отца и обязанного жизнью (это не значит, что он не симпатизирует Берену, но волшебным помощником все-таки становится не из чистой симпатии). А Хуан помогает из симпатии.
Волшебный помощник-собака, кстати, не очень характерен для волшебной сказки, гораздо чаще это конь или волк, но, в принципе, Хаун в Лейтиан частенько принимает на себя функции коня, не только волшебные, но и обычные.
Другая необычная черта Хауна заключается в том, что он волшебный помощник не только героя, но и героини, в равной или даже большей степени. В сказках у героинь-волшебниц бывают собственные волшебные помощники, но обычно это отдельные от героя волшебные помощники. А Хуан у Берена и Лютиен общий.
В сказке волшебные помощники чаще всего не умирают, а тут и Финрод, и Хуан умерли. Это не очень характерно. Но вообще смерть волшебного помощника возможна. Иногда волшебный помощник умирает и даже после смерти продолжает помогать герою. Но для Арды это все-таки было бы слишком.
Тингол. Злой царь.
Злой царь, который задает герою заведомо непосильные задачи, может быть отцом невесты или не быть отцом невесты (вариант, где царь - отец самого героя, я не беру, он вообще немного другой, там героя обычно не заставляют идти, а благословляют по его же просьбе или даже отговаривают). Если царь не отец невесты, то, как правило, он действительно злой и в конце сказки умирает, а герой занимает его место. Если царь - отец невесты, он может быть злым (особенно если он одновременно Кощей Бессмертный или Морской царь, или еще кто-то в этом роде), тогда он тоже умирает. Но чаще он не злой, а просто не принимает героя как подходящего жениха для своей дочери.
Это и случается с Тинголом, как по писанному, что называется.
В случае, если царь-отец невесты на самом деле не злой, обычно в конце происходит примирение. Царь оценивает зятя по достоинству, и дальше все живут дружно.
Что тоже в общих чертах соответствует Лейтиан, хотя Берен с Лютиен и не жили в Дориате после возрождения.
Келегорм и Куруфин. Злые братья.
В сказках под "злыми братьями" обычно имеются в виду злые старшие братья главного героя, которые сами пробовали совершить подвиг, который совершает герой, но не смогли, а потом, уже под конец, из зависти они убивают героя, крадут героиню и запугивают ее, чтобы она вышла за одного из них замуж, как правило, за старшего. В конце их козни раскрываются, и они бывают убиты либо наказаны изгнанием. В редких случаях прощены.
Келегорм и Куруфин, очевидно, не братья Берена и даже не его побратимы (в сказках злые братья иногда заменяются злыми побратимами), зато они двоюродные братья Финрода, так что акт родственного предательства, характерный для этой группы персонажей, они совершают в Нарготронде, по отношению к Финроду, волшебному помощнику героя, и даже оказываются за него наказаны изгнанием. Но это не конец их участия в истории.
Остальная часть их, так сказать, обязательной программы реализуется уже не на Финроде, а, как и положено, на герое, то есть на Берене. Но опять же, не совсем в классическом варианте. В классическом варианте злые братья сначала убивают (либо оставляют на смерть в пропасти или на горе, без возможности подняться/спуститься) героя, потом захватывают героиню и заставляют ее выходить замуж.
В Лейтиан, наоборот, Келегорм и Куруфин сначала захватывают Лютиен и заставляют ее выходить замуж за Келегорма, потом Лютиен бежит от них, затем происходит новая встреча, попытка еще одного пленения героини, схватка и, наконец, попытка убийства героя.
То есть элементы расположены неклассически. Но это все еще узнаваемые классические элементы.
Из-за перестановки элементов, кстати, Лютиен приходится самой бежать от Келегорма и Куруфина, в классическом варианте разоблачает козни братьев и спасает героиню обычно сам герой, но в классическом варианте это происходит в конце, когда герой уже не занят другими вещами, а в Лейтиан это по времени совмещено с пленом Берена, так что он никак не может прийти на помощь Лютиен, поэтому ей помогает Хуан, а столкновение со злыми братьями затем повторяется, и уж на этот раз Берен спасает Лютиен и реализует еще часть своего классического архетипа
.
Даэрон. Советник.
Царский советник обычно выполняет примерно ту же функцию, что и Злые братья, то есть желает смерти герою и героиню в жены. Строит козни, а в конце оказывается разоблачен и наказан.
Но при этом он обычно не бывает связан с героиней какими-то личными отношениями и не любит ее, тем более, не пропадает от чистого раскаяния.
Так что Даэрон довольно слабо вписывается в архетип. С одной стороны, Лютиен он любит и в жены, наверное, желает, и Берена Тинголу выдает явно не для блага Берена.
С другой стороны, он уже заранее, до начала истории связан с Лютиен дружбой и доверием и, выдавая ее Тинголу, совершает акт родственного предательства. Это не характерно для Советника, просто потому, что обычно советник с героиней не связан. Акт родственного предательства по отношению к героине характерен для Злых сестр героини или Злой невестки. Что интересно, для братьев героини, родных или названных, родственное предательство в сказке обычно не характерно. Так что даже если бы Даэрон был ее братом, как в одной из ранних версий, в архетип он все равно не вписывался бы.
Ну и, наконец, с третьей стороны, ни для Советника, ни для Злых сестер не характерно раскаяние и искупление добровольными скитаниями, это полностью несказочный элемент.
Вот.
Тут и сказочке конец)))
Теперь меня еще тянет написать про Феанора и архетипы, которым он соответствует и не соответствует. Но это как-нибудь в другой раз.
Мне тут на днях сказали, что Берен вообще не сказочный и не эпический герой, и поэтому он выбивается из общей картины Лейтиан. Это заявление меня, мягко говоря, удивило.
Да к тому же я тут как раз по своей нефандомной надобности углубилась в изучение образов и ходов, характерных для волшебных сказок. Ну, и нет, нет да и вспомню про Лейтиан

Берен оказался в итоге самой классической реализацией своего архетипа. Тингол - тоже чистая классика. Лютиен - почти полностью классика. Финрод и Хуан тоже недалеко ушли от своих архетипов. Келегорм и Куруфин заметно дальше. И дальше всех Даэрон.
Теперь обо всем подробнее)))
читать дальшеНачну, конечно, с Берена)))
Берен. Главный герой.
Классический главный герой. Отправляется в дальний путь, встречает принцессу, влюбляется в нее, заслуживает право жениться на ней, исполняя задачи ее отца.
Любимый частью фандома аргумент "он не сам исполняет, за него все делают Финрод, Лютиен и Хуан" не работает, потому что в рамках волшебной сказки как раз нормально, когда волшебный помощник решает задачи вместо героя. Берену повезло, так сказать, что он вообще участвует, потому что в некоторых сказках волшебный помощник просто говорит "ложись спать/жди меня там-то и там-то, а я пока все исполню", но это не унижает героя, потому что речь идет о явно невыполнимых для него волшебных задачах, а случай показать свою удаль герою выпадает и без этого.
По поводу собственно удали. Берен, фактически, еще до встречи с Лютиен доказал свой героический статус. Это тоже может присутствовать в волшебной сказке. Герой не обязательно начинает свои подвиги, отправляясь в то путешествие, в котором встретит героиню, иногда он уже до этого сильный могучий богатырь или царевич, пригожий и любимый подданными, есть даже формула такая сказочная "про него песни поют, про него сказки говорят, красным девушкам он во сне снится". Это как раз подходит для Берена. Хотя мы не знаем, конечно, снился ли он кому-то во сне до встречи с Лютиен))) Но мог сниться. И по ходу сюжета он подтверждает свой героический статус в те моменты, когда магия не требуется.
То, что Берен спасает Тингола, тоже вполне укладывается в архетип. Бывает, что герой, когда становится мужем царевны, еще спасает царство от напасти, и с этого дня тесть начинает его ценить и любить как родного. Правда, обычно в этой части сюжета герой не умирает.
Но вообще ход "смерть героя и возвращение из мертвых с помощью волшебного помощника", так же довольно традиционен. Только обычно это случается не в конце сказки, а в середине, когда героя предают злые братья или побратимы, крадут у него невесту, а его мертвого оставляют воронам на съедение. В середине Лейтиан, кстати, отголосок этого сюжета также присутствует, когда Куруфин поразил Берена стрелой, а Лютиен и Хуан его спасли, но все-таки Берен тогда не умирает до конца, потому что в мире Арды со смертью и воскрешением все сложнее, чем в собственно волшебной сказке, нельзя просто взять мертвую и живую воду и сделать все как было. Так что подлинные смерть и воскрешение остаются на финал. А в столкновении с Келегормом и Куруфином он оказывается всего лишь ранен, но возлюбленную от плена и/или смерти спасает, как и положено герою.
Лютиен. Героиня и волшебный помощник.
Из-за того, что Лютиен использует свои волосы, чтобы спуститься с Хирилорна, первая ассоциация - Рапунциль.
Но на самом деле, Лютиен имеет гораздо больше общего с разнообразными (и разноименными

В сказке волшебный помощник-невеста/жена может действовать двумя способами: 1) помогает герою делом (часто вообще выполняет задачу вместо героя, пока он спит) ; 2) либо дает советы и волшебные артефакты.
Роль Лютиен в Лейтиан, очевидно, помогать делом, правда, Берен бодрствует и участвует в событиях большую часть времени.
Достаточно часты для сказок и случаи, когда героиня фактически участвует в бою со злодеем. Обычно она обеспечивает маскировку: "обратила царевича селезнем, а себя серой уточкой" и все такое, но есть и сказка, где царевна буквально участвует в бою, причем как раз там используются волосы в качестве оружия: "ударила Марья-краса змея по глазам своею длинною косой и ослепила его". Лютиен и маскировку обеспечивает и со "змеями" Сауроном и Могротом борется, правда, не ослепляет, а усыпляет их.
Оживление героя после его убийства обычно все-таки не входит в обязанности волшебного помощника-невесты/жены, чаще это делает верный конь, серый волк, добрые зятья или кто-то еще другой. Но в Арде, кроме отсутствия у Берена зятьев, коня и волка, на момент его смерти, такому развитию событий препятствует еще отсутствие мертвой и живой воды и вообще принципиально иной, чем в сказках, механизм возвращений из мертвых, так что это задача переходит Лютиен.
Финрод. Хуан. Волшебные помощники.
Волшебный помощник - существо, наделенное магическими способностями, которое помогает герою решать задачи и/или бороться со злодеем.
Волшебный помощник может достаться герою по наследству. Может быть обязан герою жизнью. Или просто помочь из симпатии, буквально "жалко мне тебя, помогу я твоей беде".
Финрод, очевидно, представляет собой комбинированный вариант волшебного помощника доставшегося от отца и обязанного жизнью (это не значит, что он не симпатизирует Берену, но волшебным помощником все-таки становится не из чистой симпатии). А Хуан помогает из симпатии.
Волшебный помощник-собака, кстати, не очень характерен для волшебной сказки, гораздо чаще это конь или волк, но, в принципе, Хаун в Лейтиан частенько принимает на себя функции коня, не только волшебные, но и обычные.
Другая необычная черта Хауна заключается в том, что он волшебный помощник не только героя, но и героини, в равной или даже большей степени. В сказках у героинь-волшебниц бывают собственные волшебные помощники, но обычно это отдельные от героя волшебные помощники. А Хуан у Берена и Лютиен общий.
В сказке волшебные помощники чаще всего не умирают, а тут и Финрод, и Хуан умерли. Это не очень характерно. Но вообще смерть волшебного помощника возможна. Иногда волшебный помощник умирает и даже после смерти продолжает помогать герою. Но для Арды это все-таки было бы слишком.
Тингол. Злой царь.
Злой царь, который задает герою заведомо непосильные задачи, может быть отцом невесты или не быть отцом невесты (вариант, где царь - отец самого героя, я не беру, он вообще немного другой, там героя обычно не заставляют идти, а благословляют по его же просьбе или даже отговаривают). Если царь не отец невесты, то, как правило, он действительно злой и в конце сказки умирает, а герой занимает его место. Если царь - отец невесты, он может быть злым (особенно если он одновременно Кощей Бессмертный или Морской царь, или еще кто-то в этом роде), тогда он тоже умирает. Но чаще он не злой, а просто не принимает героя как подходящего жениха для своей дочери.
Это и случается с Тинголом, как по писанному, что называется.
В случае, если царь-отец невесты на самом деле не злой, обычно в конце происходит примирение. Царь оценивает зятя по достоинству, и дальше все живут дружно.
Что тоже в общих чертах соответствует Лейтиан, хотя Берен с Лютиен и не жили в Дориате после возрождения.
Келегорм и Куруфин. Злые братья.
В сказках под "злыми братьями" обычно имеются в виду злые старшие братья главного героя, которые сами пробовали совершить подвиг, который совершает герой, но не смогли, а потом, уже под конец, из зависти они убивают героя, крадут героиню и запугивают ее, чтобы она вышла за одного из них замуж, как правило, за старшего. В конце их козни раскрываются, и они бывают убиты либо наказаны изгнанием. В редких случаях прощены.
Келегорм и Куруфин, очевидно, не братья Берена и даже не его побратимы (в сказках злые братья иногда заменяются злыми побратимами), зато они двоюродные братья Финрода, так что акт родственного предательства, характерный для этой группы персонажей, они совершают в Нарготронде, по отношению к Финроду, волшебному помощнику героя, и даже оказываются за него наказаны изгнанием. Но это не конец их участия в истории.
Остальная часть их, так сказать, обязательной программы реализуется уже не на Финроде, а, как и положено, на герое, то есть на Берене. Но опять же, не совсем в классическом варианте. В классическом варианте злые братья сначала убивают (либо оставляют на смерть в пропасти или на горе, без возможности подняться/спуститься) героя, потом захватывают героиню и заставляют ее выходить замуж.
В Лейтиан, наоборот, Келегорм и Куруфин сначала захватывают Лютиен и заставляют ее выходить замуж за Келегорма, потом Лютиен бежит от них, затем происходит новая встреча, попытка еще одного пленения героини, схватка и, наконец, попытка убийства героя.
То есть элементы расположены неклассически. Но это все еще узнаваемые классические элементы.
Из-за перестановки элементов, кстати, Лютиен приходится самой бежать от Келегорма и Куруфина, в классическом варианте разоблачает козни братьев и спасает героиню обычно сам герой, но в классическом варианте это происходит в конце, когда герой уже не занят другими вещами, а в Лейтиан это по времени совмещено с пленом Берена, так что он никак не может прийти на помощь Лютиен, поэтому ей помогает Хуан, а столкновение со злыми братьями затем повторяется, и уж на этот раз Берен спасает Лютиен и реализует еще часть своего классического архетипа

Даэрон. Советник.
Царский советник обычно выполняет примерно ту же функцию, что и Злые братья, то есть желает смерти герою и героиню в жены. Строит козни, а в конце оказывается разоблачен и наказан.
Но при этом он обычно не бывает связан с героиней какими-то личными отношениями и не любит ее, тем более, не пропадает от чистого раскаяния.
Так что Даэрон довольно слабо вписывается в архетип. С одной стороны, Лютиен он любит и в жены, наверное, желает, и Берена Тинголу выдает явно не для блага Берена.
С другой стороны, он уже заранее, до начала истории связан с Лютиен дружбой и доверием и, выдавая ее Тинголу, совершает акт родственного предательства. Это не характерно для Советника, просто потому, что обычно советник с героиней не связан. Акт родственного предательства по отношению к героине характерен для Злых сестр героини или Злой невестки. Что интересно, для братьев героини, родных или названных, родственное предательство в сказке обычно не характерно. Так что даже если бы Даэрон был ее братом, как в одной из ранних версий, в архетип он все равно не вписывался бы.
Ну и, наконец, с третьей стороны, ни для Советника, ни для Злых сестер не характерно раскаяние и искупление добровольными скитаниями, это полностью несказочный элемент.
Вот.
Тут и сказочке конец)))
Теперь меня еще тянет написать про Феанора и архетипы, которым он соответствует и не соответствует. Но это как-нибудь в другой раз.
@темы: рассуждения, Сильмариллион
Я во всем согласна.
Это заявление меня, мягко говоря, удивило.
Еще бы! Эпос и сказку свалить в одну кучу - это надо уметь!
"Злые братья" = "ложные герои"?
***
Ну и вот, такое примерно я и имею в виду, когда говорю, что "читаю Сильм как структуру".
Ну, далеко не все это все знают, даже я сейчас, после филфака и Проппа, стала смотреть фактический материал и увидела некоторые новые для себя фишки, на которых обычно не акцентируется внимание.
Например, сказка "Марья-краса длинная коса", в которой героиня помогает герою биться со змеями, ослепляя лишние головы (те, которые он не смог с одного удара срубить) своей косой.
А большинство людей к моменту взросления помнят только сказку про Емелю да и то смутно, и он им не нравится, да
Еще бы! Эпос и сказку свалить в одну кучу - это надо уметь!
Ну, на самом деле, если это не научный анализ, то соединить их возможно, некоторое сходство есть. Меня больше удивило, что Берен, якобы, не обладает характерными чертами.
"Злые братья" = "ложные герои"? Да, пожалуй, черты есть.
Да. Но ложный герой это функция, а я старалась выделить характерные образы. И злые братья тут стоят немного особняком, потому что во-первых, всегда совершают акт родственного предательства, во-вторых, их обычно двое, и когда крадут царевну, решают, кому она достанется, и она обычно выпадает старшему. То есть на Келегорма и Куруфина в Лейтиан очень хорошо ложится именно это.
Ну и вот, такое примерно я и имею в виду, когда говорю, что "читаю Сильм как структуру".
Я все это вижу, когда анализирую текст, но когда читаю, я воспринимаю каждую историю отдельно, а каждого героя как личность, поэтому Тингола, Келегорма с Куруфином и Даэрона как личностей для меня в этой истории не оправдывает то, что у них архетипы такие.
В конце концов, есть и другие архетипы, которым они могли бы соответствовать. Тогда, конечно, была бы другая сказка
Ну, и так же с Береном, мне он нравится не потому, что он соответствует архетипу положительного героя, а из-за того, что это включает в себя. Ведь даже в наследство волшебного помощника не получают просто так, не говоря о других случаях. А если говорится, что герой совершил подвиги, значит, совершил. Ну, и доблесть и благородство по ходу дела тоже играют роль.
Вот это да! Я такого не помнила, здорово!
стала смотреть фактический материал и увидела некоторые новые для себя фишки, на которых обычно не акцентируется внимание.
Очень интересно!
И злые братья тут стоят немного особняком, потому что во-первых, всегда совершают акт родственного предательства, во-вторых, их обычно двое, и когда крадут царевну, решают, кому она достанется, и она обычно выпадает старшему.
О, понятно!
Я все это вижу, когда анализирую текст, но когда читаю, я воспринимаю каждую историю отдельно, а каждого героя как личность
У меня такое чувство, что Пропп вызвал у меня какие-то сдвиги в восприятии
В конце концов, есть и другие архетипы, которым они могли бы соответствовать. Тогда, конечно, была бы другая сказка
Да, конечно.
Ведь даже в наследство волшебного помощника не получают просто так, не говоря о других случаях.
Естественно! В этом-то весь и смысл! Проблема в том, что иногда заслуги героя нам не очевидны, а в древнем (совсем древнем) обществе очевидны были. Хотя к Берену это, пожалуй, не относится.
Плюсую.
Но сомневающихся полон фандом, увы(
Добадываться до нормального эпоса/легенды могут только граждане, органически не способные воспринимать что-либо, по степени абстракции превышающее руководство по ТБ...