Если вы любите ваниар так же, как люблю их я, или еще больше, присоединяйтесь! Ну, и если вам они просто немножко интересны, тоже заходите) Расскжите, чем они, по вашему мнению, славны и прекрасны. В чем их сила, очарование, все такое прочее)))
Для затравки я напишу, что вообще нам известно о них из канона. А также некоторые фанонные построения, распространенные (более-менее) и чисто мои собственные (то есть не распространненные совсем ).
Итак, из текстов Толкина (с моими комментариями, пардон, просто перечислять факты было бы скучно):
читать дальшеФакты,
Начну с названий племени, по текстам Толкина, у всех эльфийских племен по несколько названий, и из них можно почерпнуть довольно много информации, особенно в сравнении. У меня есть файл, где собраны все названия всех трех племен - очень удобная штука, но я, к сожалению, не помню, откуда я ее взяла, так что не могу дать ссылку.
В общем, поехали!
1. Ваниар - имя, которое дали этому племени нолдор. Сами ваниар называли себя миньяр (первые) и ингвер (вожди).
Вот о чем действительно не вспоминает практически никто и никогда.Тут до смешного, на самом деле, доходит: даже один английский фикрайтер, который на удивление много писал о ваниар, об этом так и не вспомнил ни разу, хотя сделал акцент на том, что, например, телери себя называют не телери, а линдар. Но ваниар так и оставались ваниар все время, не свезло(
1а.АПД: Нолдор называли ваниар, понятное дело, ваниар, аманские телери называли их ваниаи, позаимствовав название у нолдор. Синдар в Белерианде звали первое племя (в исторических хрониках) миниэль (мн.: миниль).
2. Среди многочисленных названий ваниар (ну, я тоже буду их так называть, по крайней мере, в этом списке, а то совсем никто не поймет, о ком речь), есть одно - Эльфы Копья. Оно идет в комплекте с названием нолдор - Эльфы Меча и телери - Эльфы Лука. Судя по тем же нолдор и телери, эти названия реально отражают, с каким оружием лучше всего умеет обращаться подавляющее большинство представителей племени. Так что традиционное оружие ваниар - копья.
Об этом тоже всегда забывают. Ну, в принципе, я даже понимаю, почему забывают. Мечи и луки проще и понятнее. Я - специально из-за ваниар - читала немного про копья и бой на копьях. Мечи и луки все еще гораздо проще и понятнее))) Но все равно (еще раз) ваниар - эльфы копья, и копье - их оружие. Не обязательно всех поголовно, конечно, были же у нолдор и лучники и те же копейщики, так что и у ваниар, наверняка, были лучники и мечники, но все-таки копейщиков должно быть большинство.
3. Ваниар также назывались Эльфами Воздуха (опять же в комплекте идут имена для нолдор - Эльфы Земли и телери - Эльфы Воды). Снова на примере нолдор и телери видно, что имена отражают, с какой стихией больше всего связано то или иное племя. А также с какой стихией оно больше всего работает, так сказать.
Но при этом вряд ли можно утверждать, что именно ваниар, раз они Эльфы Воздуха, изобретут авиацию в Валиноре)
4. Большинство других имен ваниар: Дивные Эльфы, Благословенные Эльфы, Светлые Эльфы, Друзья Богов, Друзья Манвэ и Варды - указывают на их близость с валар и особенно с Манвэ и Вардой, а также на их общее благородство и возвышенность.
4а. Название Прекрасные Эльфы, может, в принципе, относиться к тому же разряду. Хотя может, конечно, и идти чисто от внешности. Хотя вообще-то из университетского курса филологии я помню
5. Имя Древнейшие Эльфы, также как и ингвер (вожди), указывает на то, что ваниар были первым пробудившимся родом эльфов, и эльфы, как сами ваниар, так и другие, придавали этому факту серьезное значение.
6. Имя Дети Ингвэ указывает, видимо, на особо прочную духовную связь племени и его вождя, потому что другие племена подобным образом не назывались, есть варианты типа "спутники"+имя вождя либо "народ"+имя вождя, но не "дети".
6а. У ваниар, кстати, тоже есть одно имя "спутниками", но оно относится к другому вождю - Спутники Имена, хотя в итоге вообще не очень ясно, существовал ли Имен как реальная отдельная историческая личность и вождь ваниар, или все-таки Ингвэ был единственным.
И тут разнообразные имена наконец-то кончились))) Хотя не исключено, что я еще что-то забыла. Дальше уже чисто факты.
7. Ваниар - первое из трех племен эльфов, поскольку пробудились первыми.
Об этом чуть выше уже говорилось, ну, еще раз... не вредно)))
8. Потом они, в общем, довольно успешно сохранили тенденцию и во время Великого Перехода шли тоже первыми, потому что больше всех стремились в Валинор.
По крайней мере, они шли первыми, пока не пришло время переправляться через море, тут-то уж Ульмо перевез их и нолдор на острове в один заход. Так что, наверное, не имеет смысла высчитывать, кто из них первыми собственно оказался в Амане, не фотофиниш же проводить.
9. Добравшись до Валинора, ваниар и нолдор сначала жили вместе, и Тирион они построили тоже вместе.
Вот это, с одной стороны, очень сильно общеизвестный факт, потому что он в опубликованном Сильмариллионе точно есть, а с другой, об этом обычно забывают. Тирион построили нолдор и точка. Но, честное слово, как-то странно предполагать, что из двух народов, которые сообща обустраиваются на новом месте, одни строят, а другие нет.
10. Со временем любовь ваниар к свету Древ росла, и постепенно они ушли из Тириона и жили с тех пор на Таникветиль или на равнинах и в лесах Валинора. Про Ингвэ точно сказано, что он жил на Таникветиль.
11. Но в Тирионе осталась башня Ингвэ - Миндон Эльдалиэва, где никто не жил, но на вершине всегда горел светильник, свет от которого был виден далеко.
Мне встречалось мнение, что, мол, глупо это - маяк в неприморском городе, косяк автора. Но во-первых, с эльфийским зрением мореходы реально могли ориентироваться на этот маяк. Во-вторых, у этого маяка, скорее всего, было более глубокое символическое значение.
12. Ваниар были больше всех эльфов милы Манвэ и Варде.
13. От Манвэ ваниар научились музыке и стихосложению.
14. У ваниар был свой собственный диалект квэнья, который считался высокой речью и которым пользовались валар, когда говорили с эльфами.
15. Ваниар переняли из языка валар больше слов, чем другие эльфы.
Ну, вероятно, просто потому, что ваниар больше всех общались с валар.
16. Изначально ваниар были самым малочисленным из племен. Но зато они все отправились из Эндорэ в Валинор, так что во время Великого Перехода они не делились, в отличие от других племен.
Так что вряд ли в Амане их численность вряд ли сильно уступала численности нолдор или телери. То есть, сколько-то, возможно, и уступала, но вряд ли слишком много.
16а. АПД для повышения точности: среди ваниар не было вообще ни одного авари.
17. Ваниар довольно тесно общались с нолдор. Заключали браки. При случае с удовольствием перенимали у них интересные и полезные штуки... вроде алфавита или... хм, еще одного алфавита.
18. С телери ваниар мало общались во время Великого Перехода и после него тоже.
Вот тут вряд ли есть какой-то глубокий смысл, скорее, просто исторически и территориально они все время оказывались далеко друг от друга.
19. Отличительными чертами характера ваниар были благородный дух, великодушный и мягкий нрав, любовь и почтение к валар.
20. Ваниар никогда не прислушивались к речам Мелькора.
21. Войско Ваниар участвовало в Войне Гнева.
22. Ингвэ - король ваниар, считается благороднейшим из эльфийских владык, и был "от века" Верховным королем всех эльфов, что признавалось всеми.
23. Ингвэ никогда не покидал Амана и не возвращался в Эндорэ, в Войне Гнева войско ваниар вел его сын Ингвион.
24. Все деяния ваньяр были праведными, а творения и песни — бессмертными.
Серьезная такая вещь. Обязывающая, я бы сказала. Но зато она сразу (вместе с пунктом 19, пожалуй) отсекает идеи о том, что Ингвэ мог стать вождем, убив в поединке предыдущего вождя, а так же и о других, не столь архаичных формах борьбы за власть, классовой ненависти, социальной несправедливости и прочих явлений в том же духе, которыми, к сожалению, иногда наполняют тексты о ваниар, даже при явно позитивном отношении автора к ваниар(
25. У ваниар золотые волосы. АПД: если говорить совсем точно, то по текстам Толкина, не прямо у всех-всех, а только почти у всех ваниар волосы были желтыми или зототыми.
Ну, это точно все помнят)))
________________________
На самом деле, это практически все факты о ваниар как народе, какие есть.
Если смотреть биографии конкретных персонажей-ваниар в поисках этнографических сведений, то... особо ничего не добавляется.
На самом деле, и самих персонажей не особо много: Ингвэ, Индис, Ингвион, Эленвэ, Амариэ, Элеммирэ. При этом об Амариэ и Эленвэ сведений очень мало и все они касаются личной жизни, а не чего-то еще. А про Ингвиона известно только, что он был сыном Ингвэ и вел ваниар в Войне Гнева. Про Ингвэ известно побольше, но и там сведения касающиеся лично его биографии, а не уклада жизни народа в целом.
Про Элеммирэ единственное, что сказано, что это автор плача по Древам, который знали все эльфы. Ну, то есть, наверное, это было гениальное и очень проникновенное произведение. Это подтверждает склонность ваниар к поэзии, но ничего принципиально нового не добавляет.
Про Индис среди прочего говорится, что она пела и создавала музыку. Это опять же подтверждает расположенность ваниар к песням и музыке. Еще говорится, что она (до замужества), часто бродила одна в полях и лесах Валинора, наполняя их музыкой. Ну, тут и ваниарская любовь к просторам Благословенного края подтверждается)))
Внезапный АПД от 28 октября 2017 года. Ранее неизвестный и прекрасный факт об Ингвэ, на память, прямо цитатой из Толкина:
Некоторое время они жили в Валиноре, затем Оромэ привел их назад, к озеру Куивиэнен, и они говорили перед своим народом, убеждая эльфов внять призыву Валар и отправиться на Запад. И, стоя на большом камне, Ингвэ говорил перед всем множеством эльдалиэ, что первыми, волей Илуватара, пробудились на земле, и всякий, кто внимал словам его, исполнился желанием узреть лики Валар.
Вот и все.
Если я что-то забыла или перепутала, уточнения очень-очень сильно приветствуются)))
Фанон:
читать дальшеНу, сначала, как я и говорила, распространенные вещи.
1. Ингвэ - первый пробужденный эльф, единственный и неповторимый вождь ваниар.
У Толкина это только одна из версий биографии Ингвэ, причем кажется довольно ранняя. Она не закреплена опубликованным Сильмариллионом (там этот момент не уточняется), так что нельзя сказать, что по каким-то определенным причинам имеет больший вес, чем остальные. Но в тех текстах, где автор с симпатией описывает ваниар вообще и/или Ингвэ в частности, довольно часто встречается (ну, как часто, три версии разных авторов, не считая меня).
2. Ярко-голубые или синие глаза.
У ваниар вообще и конкретно у Ингвэ. Честно говоря, я вообще все эти годы думала, что это канон, и даже немного возмущалась, когда на артах видела не голубые глаза, а вот сейчас составляла этот список и поняла, что не могу нигде найти упоминания цвета глаз ваниар.
Но это, кстати, не обязательно значит, что упоминаний нет. У меня уже "терялись" так канонные факты, причем не откуда-нибудь, а из опубликованного Сильмариллиона))) Так что объявление: "Потерялись ваниарские глаза... голубые или синие... где-то в текстах Толкина. Если кто увидит, пусть мне сообщит!".
3. Песни Силы как тридиционное ваниарское искусство.
Надо отметить, что вот это - в отличие от всего, что упоминалось раньше - чисто наша фишка. То есть она есть только в русском Толкин-фандоме, в английском нет. А право, жалко. Такая хорошая вещь!
АПД: сейчас узнала, что автор идеи - Ilwen.
Я об этом в первый раз прочла в докладе Тао2 о ваниар. И вещь сразу же как родная встроилась в мой личный фанон!
А уж как потом я эту идею крутила и вертела, пытаясь придумать механизм работы... это другая история, и тут я ее не буду пересказывать и механизм описывать тоже не буду
Только одно свое предположение по Песням Силы все-таки выскажу: это с одной стороны инструмент, а с другой оружие. Как инструмент они могут использоваться, чтобы, например, согреться, если холодно, или - особым образом - в целительстве... ну, в общем, в разных областях эльфийского народного хозяйства, а как оружие против темных тварей всяких. Но при этом Песни Силы не единственное оружие ваниар, просто потому что нет смысла гвозди микроскопом забивать, против орков, например, проще и практичнее копье (ну, или меч, или лук), И также с инструментом - хороший и мощный инструмент, но не единственный. Может использоваться в комбинации с другими инструментами.
_________________
Этими тремя пунктами, в принципе, исчерпывается известный мне коллективный фанон о ваниар, дальше уже чисто мое. Не могу
4. Сторожевой лагерь в Калакирье в Первую Эпоху.
Вообще этот лагерь есть у Толкина, но не совсем ясно, кто точно там стоял: майяр, нолдор, ваниар. Я для себя решила, что там был смешанный эльфийский контенгент из нолдор и ваниар, и именно там они набирались боевых навыков, которые потом им пригодились на Войне Гнева.
Учились либо у Оромэ с Тулкасом и их майяр, либо сами что-то придумывали, потом обкатывали это на практике.
5. У каждого эльфийского народа есть какие-то традиционные предпочтения по части украшений и нарядов. У нолдор самоцветы и золото, одежда украшается вышивкой, у телери жемчуг и серебро, а про одежду определенно не сказано) Про ваниар вообще ничего не сказано... И я решила, что они любили украшения из лент, а одежду традиционно украшали росписью по ткани.
На эту мысль меня, на самом деле, натолкнул канонный факт, что Фингон любил в волосы вплетать золотые ленты... не спрашивайте меня как я дошла от одного до другого))), но у Фингона действительно была часть ваниарской крови, и он мог перенять некоторые ваниарские традиции.
Хотя, учитывая, что ваниар тесно общались с нолдор, наверняка, вышивка и украшения из камней и металла у них тоже были, но было и что-то свое.
6. Первый город на Тол Эрессеа, в котором поселились в начале Второй Эпохи приплывшие из Эндорэ нолдор и синдар, заложили ваниар, те, которые не ходили на Войну Гнева, а оставались с Ингвэ в Валиноре. Сам Ингвэ (ну, не совсем один, но лично), по традиции, построил высокую башню, которая, по традиции, потом работала маяком.
Эта идея родилась из размышлений над строительством Тириона и роли ваниар в нем. Похоже, они любят и умеют строить, но не любят жить в городах. Ну, на Тол Эрессеа им жить и не придется) А вот тем, кто там собирался жить, нужно же было где-то селиться. Жестоко, на самом деле, было бы просто высадить приплывших из Эндорэ на пустом острове, где уже много веков никто не жил.
7. Без связи с предыдущим пунктом (который еще, кстати, может и выпадет из моего фанона, все-таки он очень свежий и еще не особо устоявшийся), у тех, кто во время Войны Гнева оставался в Валиноре - и у нолдор, и у ваниар, и у телери (хотя у них в меньшей степени, потому что их больше оставалось) было очень много дел, потому что нужно было очень малыми силами поддерживать нормальную жизнь в Валиноре, чтобы те, кто вернется, когда они, наконец, вернутся, попали в благоприятную обстановку. А еще нужно было готовиться к тому, что будет, когда войско вернется, к наплыву нуждающихся в помощи целителей, например. Так что в Лориен проложили дорогу, особую, с Песнями Силы в процессе строительства... ну и так, по мелочи.
________________
Тут, честно говоря, устоявшийся фанон заканчивается и начинаются материалы для размышлений. Присоединение к размышлениям приветствуется со страшной силой
8. Поскольку в каноне подчеркивается связь ваниар с музыкой, вероятно, их главные достижения должны быть связаны с этой областью. Я мучительно думаю, какого рода это могли бы быть достижения - не считая, разумеется, новых музыкальных произведений, это-то ясно.
Вообще, надо признать, очень трудно фантазировать о гениальных достижениях в музыке, не понимая в этой самой музыке вообще ничего. Труднее, чем придумывать занятия для нолдор, не умея ничего делать руками(
Никто не посоветует что-нибудь простое и понятное по теории музыки для чайников?
9. Пункт следующий вытекает из пункта предыдущего) Если ваниар специализируются на музыке, они, имхо, должны и на изготовлении музыкальных инструментов специализироваться и эту область постоянно развивать.
Надо ли говорить, что об изготовлении музыкальных инструментов и их эволюции в процессе истории я тоже не знаю почти ничего... Но это, я бы сказала, более поправимо.Но если кто-то знает подходящее пособие для чайников... в общем вы поняли)
10. Ваниар учились у Манвэ не только музыке, но и стихосложению. То есть и это должна быть "их" область.
Но при этом специалистами в области языка названы нолдор. Интересно, как выглядело разделение сфер? Как языкознание и литературоведение? Или ваниар в целом интересовались больше творчеством, чем анализом, то есть в чистом виде поэты, а не ученые-филологи? Или все-таки сферы интересов пересекались, а в нолдорских летописях это не записано, потому что не актуально для нолдор? А в ваниарских летописях тогда что?
Ну вот, кажется, и с фаноном все.
_____________
Не ожидала даже, что в целом, так много всего получится, и по канону и по фанону, хотела запустить тред обсуждения, но чувствую, что мало кто вообще дочитает этот пост до конца. А стирать что-то жалко... Вывешиваю. Пусть будет)))