Давно хотела записать как-нибудь организованно свои соображения на эту тему, но то руки не доходили, то настроения не было, то времени, сейчас все-таки попробую. Хотя, в принципе, что-то такое я уже говорила в некоторых дискуссиях, так что, наверное, для многих читателей это не станет прямо так уж новостью)))
читать дальшеТема Финвэ и его двух браков меня заинтересовала с самого начала появления в фандоме. Сначала я читала дискуссии, потом все тексты Толкина по проблеме, потом опять дискуссии... И меня все время удивляло и даже, признаться честно, расстраивало, что обычно участники дискуссии стараются на кого-то возложить ответственность за всю ситуацию, сделать его самым виноватым.
Кто это окажется, зависит от личных предпочтений человека, кого сильнее не любят, тот и виноват. И для каждого есть свое обоснование вины:
Валар не должны были вмешиваться и провозглашать Статут, а должны были, наоборот, позволить Финвэ самому разбираться в своей личной жизни.
Индис не должна была соблазнять чужого мужа, и вообще их брак не настоящий.
Мириэль эгоистка и это из-за нее заварилась вся каша.
Финвэ... Финвэ, по ходу, в этой истории почти никто не любит, вне зависимости от прочих предпочтений, он и слабохарактерный и эгоистичный, и рассчетливый и какой только не. В общем не повезло мужику, пардон, эльфу.
А вот я, так уж сложилось, люблю всех участников этой истории, поэтому
Ну, сначала Мириэль. С ней вообще, на самом деле, все ясно. Она больна. Она не верит в возможность выздоровления и не хочет мучиться, пытаясь. При этом вешать мужу лапшу на уши, говоря, что может быть, когда-нибудь... она тоже не хочет, потому что для нее это однозначная ложь. И лучше быть честной. Того, что эта честность принесет ее мужу не облегчение, а только еще большее горе, Мириэль не осознает. И того, что может когда-то передумать, не представляет, и это как раз нормально, потому что никто обычно не принимает решения с мыслью "А вот через две тысячи лет я о нем пожалею", хотя многие, конечно, жалеют, о самых разнообразных решениях, иногда уже на второй день.
Дальше Финвэ. Он, понятное дело, очень горевал, когда жена умерла, но мог хоть утешать себя мыслью, что когда-нибудь она вернется. А потом этой возможности у него внезапно не стало. Я, конечно, не могу утверждать, что много знаю о мужской психологии, тем более, эльфийской. Но, на мой взгляд, именно сознание того, что его одиночество продлится вечно, больше всего тяготило Финвэ, если бы у него оставалась надежда, что все-таки когда-нибудь Мириэль вернется, он более стойко переносил бы свое горе, не впал бы в отчаяние.
А так, чем дальше, тем тяжелее все это для него становилось, и он хотел как-то избавиться от своих мучений. Причем не обязательно именно женившись во второй раз. В тексте "Поздние версии истории Финвэ и Мириэль" Финвэ прямо говорит Манвэ, что Статут ему нужен, потому что он надеется, что Мириэль, узнав об этом, сжалится над ним и выйдет из Мандоса.
Но дело, так сказать, не выгорело. Мириэль предпочла остаться, где и раньше была.
Финвэ тем временем лучше не становилось. Пока Феанаро был маленьким, Финвэ, наверняка, держался ради него, но потом Феанаро вырос, у него началась какая-то собственная, отдельная жизнь, что нормально, конечно. А Финвэ стал еще более одинок. Не случайно, я думаю, он именно во время одного из путешествий сына по Аману, решил поехать навестить Ингвэ.
Ну а там уж встретил Индис... любовь, судьба, ничего не поделаешь.
Теперь Индис. Когда я читала фандомные дискуссии на эту тему еще до того, как добралась до соответствующих текстов Толкина, я, честно говоря, долго не могла понять, что все-таки было раньше
Но у Толкина-то нет ни одного варианта, где у Финвэ и Индис что-то было бы до Статута, всегда сначала провозглашается Статут, потом Финвэ встречает Индис, потом у них любовь. То есть никакого влияния на ситуацию Индис, по сути, не имеет. На ее месте, грубо говоря, могла бы оказаться любая. (Внезапный АПД: Все-таки одна версия, где Финвэ сначала встречает Индис, а потом идет к валар есть - это "Шибболет". Но "Шибболет" штука очень своеобразная. Феанаро там, как известно, вообще сына своего сжег и ничего).
Правда, Индис любила Финвэ еще раньше, но она любила его молча, не пытаясь как-то его заполучить, и, вероятно, продолжала бы делать так и дальше, если бы Мириэль вернулась или если бы Финвэ женился на какой-то еще женщине. Но ее благородства и самоотречения, к сожалению, никто не ценит. Кроме Намо Мандоса, но кому интересно его мнение)))
Ну, а уж когда счастье само постучалось в двери, было бы странно требовать, чтобы Индис отказалась. Нет никакого смысла в том, чтобы и ей, и Финвэ мучиться по одиночке, только из тех соображений, что может быть Мириэль когда-нибудь передумает, Мириэль ведь уже несколько раз сказала, что нет, ни за что и никогда. И она ведь действительно могла до Второй Музыки не передумать. Я думаю, она бы и не передумала, если бы Финвэ не умер и не попал в Мандос, но это уже чистое имхо, конечно.
И наконец, валар. Про них часто говорят, что они, мол, не понимают эльфов, вот и не чего было лезть. Но тут проблема не в том, на самом деле, насколько валар понимают эльфов, а в том, что сами эльфы могут накрутить, если оставить дело на их усмотрение.
Ведь хоть эльфы и мудрые, и благородные, но свои интересы понятнее и ближе, а чужие могут быть ущемлены, даже без осознания этого.
Если рассматривать ситуацию в общем виде. Есть три заинтересованные стороны. Во-первых, тот супруг, который находится в Мандосе. Во-вторых, тот, который живет. И в-третьих, тот, кто может сочетаться вторым браком с живущим супругом. У каждой из сторон есть свои интересы, и эти интересы могут быть ущемлены.
Статут регулирует ситуацию с максимально возможным учетом интересов всех сторон. Во-первых, интересов умершего супруга, четко прописано, что право на второй брак появляется у живущего супруга тогда и только тогда, когда умерший ясно и четко заявил, что выходить точно никогда не будет и за десять лет Древ не передумал. Без этого живущий супруг не может вступить во второй брак, вне зависимости от того, сколько длится ожидание.
Во-вторых, учитываются интересы живущего супруга, потому что, если умерший сказал, что точно из Мандоса не выйдет, надеяться, что он передумает, конечно, можно, если силы есть. Но не факт, что умерший действительно передумает, и заставлять живущего вечно мучиться одиночеством несправедливо, получается, умерший распорядился как бы не только своей судьбой, но и чужой.
В-третьих, интересы того, кто становится чьим-то вторым супругом тоже учитываются, сказано, что на него не падает никакая вина. И действительно этот эльф ничего особенного и не делает, заключает обычный брак, с той только разницей, что у его второй половины уже есть в анамнезе один брак. И с этим, конечно, связаны определенные трудности, но от них уже никак нельзя избавиться.
Так что все довольно разумно сделано.
Обычно бывают два традиционных вопроса. Как же авари? И почему нельзя эльфам просто позволить жениться и разводиться без всяких условий?
Первый вопрос очень легкий. Авари в Валинор не пошли в самом начале и после туда не собирались, про возможное в Валиноре возрождение после смерти они вообще не знали (по тексту Толкина Атрабет Манвэ ах Эру возрождения начались не сразу, а как раз после смерти Мириэль, раньше Мандос феар умерших просто собирал у себя, чтобы с ними еще чего-нибудь не случилось), так что для авари смерть одного из супругов была окончательным расставанием, они не могли даже рассматривать возможность ситуации, что снова встретятся. Так что разлука была окончательной. Потом-то, конечно, по крайней мере, часть из них попадала в Мандос и понимала, что все немного не так. Но по ЗиОЭ, в Мандосе много темных эльфов, которые никогда не выходят наружу, может, они потому и не выходят, что жизнь у них слишком запутанная. Да и Аман какой-то непонятный) А в Мандосе все спокойненько)))
А что касается разводов у эльфов, то это, конечно, очень сильное имхо. Но я думаю, что разводы были им попросту не нужны. Если уж они заключали брак, то потом не разочаровывались друг в друге и не надоедали друг другу, а если даже в особо тяжелых случаях разочаровывались и надоедали, то не до такой степени, чтобы любовь совсем умерла и хотелось разорвать эту связь.
И только при полной и окончательной разлуке, такой, как если кто-то точно решил навсегда остаться в Мандосе, появлялась возможность создать другую связь.
Вот как-то так.
Если говорить вообще, то я все-таки думаю, что Статут штука неплохая и даже полезная, и могли быть в более поздние времена примеры более удачного его применения. Хотя, конечно, история Финвэ и Мириэль - другим наука, чтоб лишних сто раз подумать, прежде чем сказать что-то или сделать. А то мало ли как оно все повернется.