Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:26 

Лейтиан и архетипы волшебной сказки

vinyawende
Я сама была такою... триста лет тому назад
Обзорам

Мне тут на днях сказали, что Берен вообще не сказочный и не эпический герой, и поэтому он выбивается из общей картины Лейтиан. Это заявление меня, мягко говоря, удивило.

Да к тому же я тут как раз по своей нефандомной надобности углубилась в изучение образов и ходов, характерных для волшебных сказок. Ну, и нет, нет да и вспомню про Лейтиан:) Так что сегодня, пока время и настроение есть, решила расписать участников событий с точки зрения архетипов героев волшебной сказки, не только Берена, а всех.

Берен оказался в итоге самой классической реализацией своего архетипа. Тингол - тоже чистая классика. Лютиен - почти полностью классика. Финрод и Хуан тоже недалеко ушли от своих архетипов. Келегорм и Куруфин заметно дальше. И дальше всех Даэрон.

Теперь обо всем подробнее)))

читать дальше

Вот.
Тут и сказочке конец)))

Теперь меня еще тянет написать про Феанора и архетипы, которым он соответствует и не соответствует. Но это как-нибудь в другой раз.

@темы: Сильмариллион, рассуждения

URL
Комментарии
2016-03-06 в 05:57 

Б.Сокрова
Пожиратель младенцев
vinyawende, интересно, спасибо!
Я во всем согласна. :friend: Даже больше, я и не предполагала, что кто-то может сомневаться в сюжетной структуре Лейтиан: пропповские архетипы там, по-моему, лезут из всех щелей. Поэтому мне даже в голову не приходило через это аргументировать (например, пишет человек, что Берен ничего сам не делает; я-то знаю, что это нормально для сказочного героя, и в глубине души уверена, что человек тоже знает, просто ему не нравятся сказочные герои как класс)

Это заявление меня, мягко говоря, удивило.
Еще бы! Эпос и сказку свалить в одну кучу - это надо уметь!

"Злые братья" = "ложные герои"? :hmm: Да, пожалуй, черты есть.


***
Ну и вот, такое примерно я и имею в виду, когда говорю, что "читаю Сильм как структуру".

2016-03-06 в 11:16 

vinyawende
Я сама была такою... триста лет тому назад
Б.Сокрова, :friend:

Ну, далеко не все это все знают, даже я сейчас, после филфака и Проппа, стала смотреть фактический материал и увидела некоторые новые для себя фишки, на которых обычно не акцентируется внимание.

Например, сказка "Марья-краса длинная коса", в которой героиня помогает герою биться со змеями, ослепляя лишние головы (те, которые он не смог с одного удара срубить) своей косой.

А большинство людей к моменту взросления помнят только сказку про Емелю да и то смутно, и он им не нравится, да:( А ведь не каждый герой обязательно дурак сначала, некоторые сразу добрые молодцы.

Еще бы! Эпос и сказку свалить в одну кучу - это надо уметь!

Ну, на самом деле, если это не научный анализ, то соединить их возможно, некоторое сходство есть. Меня больше удивило, что Берен, якобы, не обладает характерными чертами.

"Злые братья" = "ложные герои"? Да, пожалуй, черты есть.

Да. Но ложный герой это функция, а я старалась выделить характерные образы. И злые братья тут стоят немного особняком, потому что во-первых, всегда совершают акт родственного предательства, во-вторых, их обычно двое, и когда крадут царевну, решают, кому она достанется, и она обычно выпадает старшему. То есть на Келегорма и Куруфина в Лейтиан очень хорошо ложится именно это.

Ну и вот, такое примерно я и имею в виду, когда говорю, что "читаю Сильм как структуру".

Я все это вижу, когда анализирую текст, но когда читаю, я воспринимаю каждую историю отдельно, а каждого героя как личность, поэтому Тингола, Келегорма с Куруфином и Даэрона как личностей для меня в этой истории не оправдывает то, что у них архетипы такие.

В конце концов, есть и другие архетипы, которым они могли бы соответствовать. Тогда, конечно, была бы другая сказка:gigi:

Ну, и так же с Береном, мне он нравится не потому, что он соответствует архетипу положительного героя, а из-за того, что это включает в себя. Ведь даже в наследство волшебного помощника не получают просто так, не говоря о других случаях. А если говорится, что герой совершил подвиги, значит, совершил. Ну, и доблесть и благородство по ходу дела тоже играют роль.

URL
2016-03-07 в 07:14 

Berthe
...those who dare disregard the modern conventions...
Интересно:)

2016-03-07 в 11:27 

vinyawende
Я сама была такою... триста лет тому назад
Berthelien, спасибо!)

URL
2016-03-07 в 13:43 

Гэленнар
Не знал, что мы проиграли войну еще и Артедайну
Просто это сказка для мальчиков) девочки не его целевая аудитория, поэтому у них возникают к ней вопросы.

2016-03-07 в 20:47 

vinyawende
Я сама была такою... триста лет тому назад
Гэленнар, да нет, сказка как сказка, я думаю. К тому же в своей половой принадлежности я более чем уверена, но у меня вопросов не возникает)))

URL
2016-03-08 в 08:34 

Б.Сокрова
Пожиратель младенцев
vinyawende, Например, сказка "Марья-краса длинная коса", в которой героиня помогает герою биться со змеями, ослепляя лишние головы (те, которые он не смог с одного удара срубить) своей косой.
Вот это да! Я такого не помнила, здорово!

стала смотреть фактический материал и увидела некоторые новые для себя фишки, на которых обычно не акцентируется внимание.
Очень интересно!

И злые братья тут стоят немного особняком, потому что во-первых, всегда совершают акт родственного предательства, во-вторых, их обычно двое, и когда крадут царевну, решают, кому она достанется, и она обычно выпадает старшему.
О, понятно!

Я все это вижу, когда анализирую текст, но когда читаю, я воспринимаю каждую историю отдельно, а каждого героя как личность
У меня такое чувство, что Пропп вызвал у меня какие-то сдвиги в восприятии :lol:, потому что я прочитала его слишком рано - классе в восьмом или девятом, что ли.

В конце концов, есть и другие архетипы, которым они могли бы соответствовать. Тогда, конечно, была бы другая сказка
Да, конечно.

Ведь даже в наследство волшебного помощника не получают просто так, не говоря о других случаях.
Естественно! В этом-то весь и смысл! Проблема в том, что иногда заслуги героя нам не очевидны, а в древнем (совсем древнем) обществе очевидны были. Хотя к Берену это, пожалуй, не относится.

2016-03-09 в 13:02 

Норлин Илонвэ
Имбирный эльф и другие
Даже больше, я и не предполагала, что кто-то может сомневаться в сюжетной структуре Лейтиан: пропповские архетипы там, по-моему, лезут из всех щелей.
Плюсую.

2016-03-10 в 19:34 

vinyawende
Я сама была такою... триста лет тому назад
Норлин Илонвэ, :)

Но сомневающихся полон фандом, увы(

URL
2016-03-17 в 01:29 

Тао2
недобрый христианин
vinyawende, нормальный здравый разбор, так и есть, Профессор не на ровном месте все насочинял))))
Добадываться до нормального эпоса/легенды могут только граждане, органически не способные воспринимать что-либо, по степени абстракции превышающее руководство по ТБ...

2016-03-19 в 15:43 

vinyawende
Я сама была такою... триста лет тому назад
Тао2, спасибо!)))

URL
2016-03-21 в 22:30 

Тао2
недобрый христианин
   

Дневник vinyawende

главная